Статьи
И. Еланина
Семейное право
Меры по защите прав несовершеннолетних, предпринимаемые Комиссиями, носят разнообразный характер и заключаются, в частности, в:
Выявление несовершеннолетних, в отношении которых должна проводиться индивидуальная профилактическая работа, может производиться различными путями, например:
Кроме того, согласно статье 9 Закона возлагает обязанности на те органы, которые выявили безнадзорных и беспризорных лиц, обязаны информировать об этом органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В этой же статье указано, что должностные лица, родители несовершеннолетних или иные их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию.
Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о беспризорных детях, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Комиссии должны придерживаться следующих принципов своей работы:
Руководствуясь вышеназванными принципами, Комиссии на местах в ходе осуществления своих полномочий по проведению индивидуальной профилактической работы также:
даты рождения;
адрес места жительства;
место работы, учебы;
причины неблагополучия;
дата постановки на учет;
куратор;
При системном анализе работы комиссий по делам несовершеннолетних можно выделить следующие формы выявления семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении:
По каждому случаю выявления несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, совместно с другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних координируются действия, связанные с соблюдением надлежащих условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних. В ходе такой координации составляется план индивидуально-профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении. В этом плане должны подробно расписываться роль и действия каждого органа или его должностного лица системы профилактической работы в отношении такой семьи, периодичность предпринимаемых действий, сроки анализа результатов этих действий и т.д.
Если полученные сведения указывают на то, что выявлена семья группы риска, то семья ставится на учет в учреждение социальной защиты населения. Если выявлено, что семья относится к категории, находящейся в социально опасном положении, то семья ставится на учет в Комиссию.
В учреждении социальной защиты населения формируется база данных на выявленные семьи по направлениям:
Организуется учет и индивидуально-профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "FAMILYTIES.RU | Семейное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
И. Еланина
КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Разделы:Семейное право
В целях предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому, а также обеспечения защиты их прав и законных интересов создается комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (Комиссия).
Порядок образования Комиссий и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Основные полномочия Комиссий установлены в п. 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Закон).
Защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних
Меры по защите прав несовершеннолетних, предпринимаемые Комиссиями, носят разнообразный характер и заключаются, в частности, в:
- информировании органов прокуратуры и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о нарушении прав детей;
- постановке на учет семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, оказании им методической и иной помощи, ведении разъяснительной работы.
Выявление несовершеннолетних, в отношении которых должна проводиться индивидуальная профилактическая работа, может производиться различными путями, например:
- проведение подворных обходов семей, в которых проживают несовершеннолетние;
- сопоставление фактического количества детей дошкольного и школьного возраста в соответствующем муниципальном образовании и количества детей, посещающих дошкольные и школьные учреждения.
Кроме того, согласно статье 9 Закона возлагает обязанности на те органы, которые выявили безнадзорных и беспризорных лиц, обязаны информировать об этом органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В этой же статье указано, что должностные лица, родители несовершеннолетних или иные их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию.
Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о беспризорных детях, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Принципы работы Комиссии
Комиссии должны придерживаться следующих принципов своей работы:
- нельзя попрекать родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в создании кризисной обстановки для ребенка, необходимо искать выход из нее, привлекая к этому взрослых членов семьи и самого ребенка;
- индивидуально решать проблемы конкретной семьи;
- каждой конкретной семье назначается куратор из числа социальных работников, которые отслеживают изменение ситуации в семье, координируют работу всех ведомств в рамках составленных программ комплексной реабилитации;
- выявление позитивного потенциала семьи, опора на него для развития способности к самопомощи;
- сочетание мер помощи семье и мер наказания родителей, в том числе административного.
Руководствуясь вышеназванными принципами, Комиссии на местах в ходе осуществления своих полномочий по проведению индивидуальной профилактической работы также:
- управляют процессом выявления семей, находящихся в социально опасном положении, регистрируют поступающую информацию о семьях;
- проверяют поступившие сведения о вновь выявленной семье с указанием причин неблагополучия, обосновывающим постановку на учет;
- формируют банк данных в виде списков с указанием основных данных:
даты рождения;
адрес места жительства;
место работы, учебы;
причины неблагополучия;
дата постановки на учет;
куратор;
- координируют работу по составлению реабилитационной программы;
- проверяют работу ведомств (не менее 2 раз в год проводят выборочную проверку личных дел, анализируют выполнение мероприятий работы с семьями);
- ежемесячно отслеживают динамику банка данных на семьи данной целевой группы и направляют отчет о работе с семьями в областную комиссию.
Выявление семей группы риска
При системном анализе работы комиссий по делам несовершеннолетних можно выделить следующие формы выявления семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении:
- выявление в ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистами системы профилактики;
- активное выявление: рейды по брошенным, полуразрушенным домам, подъездам, подвалам, чердакам, теплотрассам, в места массового отдыха, на рынках, ярмарках и т.д.;
- привлечение граждан и общественных организаций;
- проведение выступлений в СМИ по проблемам безнадзорных детей.
По каждому случаю выявления несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, совместно с другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних координируются действия, связанные с соблюдением надлежащих условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних. В ходе такой координации составляется план индивидуально-профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении. В этом плане должны подробно расписываться роль и действия каждого органа или его должностного лица системы профилактической работы в отношении такой семьи, периодичность предпринимаемых действий, сроки анализа результатов этих действий и т.д.
Если полученные сведения указывают на то, что выявлена семья группы риска, то семья ставится на учет в учреждение социальной защиты населения. Если выявлено, что семья относится к категории, находящейся в социально опасном положении, то семья ставится на учет в Комиссию.
В учреждении социальной защиты населения формируется база данных на выявленные семьи по направлениям:
- семьи группы риска;
- семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Организуется учет и индивидуально-профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "FAMILYTIES.RU | Семейное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)