Статьи
Н. Афанасьева

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

Разделы:
Общие положения; Семейное право




Согласно статье 38 Конституции материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Иными словами, российское общество заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших социальных функций. О молодой семье общество и государство должны проявлять особую заботу, так как именно с этим типом семьи связано улучшение демографической ситуации в современной России, что в настоящее время является одним из приоритетных национальных проектов и основным направлением государственной семейной политики (смотрите статью: "Понятие "молодая семья". Предоставление социального кредита").


С другой стороны, именно молодая семья ввиду отсутствия у нее прочной экономической базы, достаточного опыта построения семейных отношений и целого ряда других обстоятельств более всего неустойчива, подвержена влиянию всей совокупности негативных факторов, воздействующих на семью.


Остановимся на определении основных юридических признаках молодой семьи.

Если исходить из того, что основой семьи является брак, то его наличие представляется необходимым юридическим признаком молодой семьи. Характеризуя этот признак, нельзя сбрасывать со счета факт совместного проживания многих молодых людей без регистрации брака, в том числе после рождения детей.

В нашем же случае речь идет о публичных правоотношениях, в которых признание юридической силы за так называемыми фактическими (или гражданскими, как теперь модно это называть) браками представляется неприемлемым. Видимо, не случайно государство, признавая юридическую силу за подобными союзами в течение более 17 лет (с 1 января 1927 г. до 8 июля 1944 г.), в дальнейшем от этого отказалось, и не только ввиду трудностей, возникших в связи с военными действиями, и до сих пор последовательно придерживается этой позиции, которая представляется вполне оправданной, особенно в публичных правоотношениях с участием семьи.

Факт наличия брака существенно влияет на характер юридической обязанности по возврату предоставленного семье социального кредита, поскольку в силу статьи 45 Семейного кодекса супруги отвечают по общим долгам солидарно, в то время как лица, проживающие одной семьей без регистрации брака, несут долевую ответственность.

Таким образом, одним из существенных признаков, включаемых в понятие молодой семьи, должен быть факт наличия брака, зарегистрированного в органах загс.

Юридическое значение придается также другому факту: для лиц, вступивших в брак, этот брак должен быть первым. В связи с этим возникает вопрос: должен ли брак быть первым для обоих супругов или только для одного из них?

Определенную ясность в ответе на данный вопрос могла бы внести правоприменительная практика как критерий истинности.

Так, например, рассмотрим Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. Порядок обеспечения молодоженов комнатой, а при рождении первого ребенка - отдельной квартирой согласно данному Постановлению устанавливался на уровне союзных республик, областей, краев, автономных областей и автономных округов, то в различных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений этот вопрос решался по-разному, а в некоторых регионах он вообще не решался, так как обязанность по обеспечению молодоженов жилыми помещениями на регионы прямо не возлагалась. Вслед за указанным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в Примерных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г., административно-территориальные единицы на территории РСФСР наделялись правом предусматривать в своих правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений решать этот вопрос также с учетом демографической ситуации и уровня обеспеченности населения жильем.

Таким образом, поскольку ни наука, ни правоприменительная практика не могут предложить сколько-нибудь четко обоснованного и апробированного решения данного вопроса, его решение целиком зависит от воли законодателя. Если руководствоваться исключительно соображениями гуманности и необходимости скорейшего улучшения демографической ситуации, то представляется, что для включения соответствующей супружеской пары в число молодых семей достаточно, чтобы брак был первым хотя бы для одного из супругов.

Острым является вопрос о временных рамках, в течение которых сохраняется правовой статус молодой семьи. Молодая семья возникает с момента заключения брака. Рождение первого ребенка - это уже этап ее развития, с которым связано частичное погашение социального кредита, а не его предоставление. Ведь еще до рождения ребенка семья озабочена вопросами обзаведения жильем, домашним хозяйством, для чего как раз и нужна материальная поддержка.

Что касается момента прекращения правового статуса молодой семьи, то таким моментом должно быть истечение пятилетнего срока с момента заключения брака. Это соображение основано на широко известных научных данных о том, что, как правило, в течение пятилетнего периода проходит процесс адаптации супругов друг к другу, как принято говорить, процесс "притирки" характеров, накапливается жизненный опыт, в том числе опыт организации быта; в этот период приобретается хотя бы необходимое для жизни имущество. При рациональном планировании семьи в течение 5 лет может родиться два ребенка, а значит, может быть погашена основная часть кредита. Как раз на этот период приходится первый "пик" разводов.

Бесконечно продолжаться действие правового статуса молодой семьи также не может, поэтому в данном вопросе позиция законодателя должна быть четкой и определенной.

Таким образом, понятие "молодая семья" учитывает возраст супругов лишь в момент ее создания, но не в момент прекращения и перехода в так называемую "среднюю" семью, так как к этому моменту супруги могут по возрасту оставаться молодыми.

Из этого общего правила должно быть предусмотрено исключение: действие правового статуса молодой семьи должно сохраняться до момента предоставления тех льгот и преимуществ, на которые она вправе была рассчитывать, но они не были ей предоставлены в течение установленного законом срока действия статуса молодой семьи. В противном случае у органов и должностных лиц, ответственных за поддержку молодой семьи, может возникнуть соблазн в целях экономии государственных средств всеми правдами и неправдами отсрочивать предоставление семье соответствующих льгот до истечения указанного срока. Поэтому если молодая семья в период действия данного правового статуса заявила о своем желании получить соответствующую поддержку, то в случае отказа в ее предоставлении по мотивам истечения срока она вправе требовать по суду предоставления соответствующих льгот.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "FAMILYTIES.RU | Семейное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)