Новости

РАЗРЕШАТ ЛИ СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО НЕ СУПРУГАМ?

Разделы:
Общие положения; Семейное право





В Государственную Думу внесен законопроект, предполагающий изменение и дополнение
отдельных законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка государственной регистрации актов гражданского состояния

Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) действует с декабря 1995 года, Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» (далее - ФЗ) принят в ноябре 1997 года. С 1997 по 2007 год в семейное законодательство Российской Федерации были внесены незначительные поправки, которые на сегодняшний день не отражают изменений, произошедших за это время в обществе. Отдельные статьи ФЗ требуют внесения существенных изменений, другие необходимо дополнить для более эффективной работы по регистрации актов гражданского состояния.

Осуществляя практическую работу, органы записи актов гражданского состояния часто сталкиваются с проблемой несовершенства семейного законодательства, коллизиями и неопределенностью в вопросах применения отдельных норм права.

В связи с этим разработан проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка государственной регистрации актов гражданского состояния» (далее - проект закона).

Проектом закона устраняются несоответствия статьи 25 СК РФ и статьи 32 ФЗ, статьи 32 СК РФ и пункта 2 статьи 28 ФЗ.

Статья 41 Конституции гарантирует каждому право на медицинскую помощь. Использование программы суррогатного материнства является одним из способов лечения бесплодия. В соответствии с пунктом 5 статьи 16 ФЗ и абзацем вторым пункта 4 статьи 51 СК РФ дать согласие на имплантацию эмбриона другой женщине могут лишь лица, состоящие в браке между собой. Лица, не являющиеся супругами, лишены такого права. В связи с этим предлагается исключить из абзаца второго пункта 4 статьи 51 СК РФ слова «состоящие в браке между собой», а в абзаце втором пункта 3 статьи 52 СК РФ слова «супруги» заменить на «лица».

Действующая формулировка статьи 134 СК РФ ограничивает права усыновителя, если он состоит в браке с лицом, которое усыновителем не является, в связи с этим предлагается изложить пункт 3 статьи 134 СК РФ в новой редакции.

Для предоставления возможности регистрации усыновленных детей (родившихся в одном году) как двойни, предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 135 СК РФ.

В целях обеспечения тайны усыновления ребенка целесообразно предусмотреть возможность изменения места регистрации рождения ребенка (в случае имитации усыновительницей беременности). В связи с этим предлагается дополнить пункт 1 статьи 135 СК РФ.

В целях соблюдения тайны усыновления, а также прав и законных интересов усыновленных детей и усыновителей согласно статье 137 СК РФ правоотношения усыновленных детей с родителями (родственниками) прекращаются, поэтому по мнению авторов законопроекта, целесообразно дополнить пункт 1 статьи 143 СК РФ новым абзацем.

По мнению авторов законопроекта, требует изменений и дополнений статья 9 ФЗ. В соответствии с пунктом первым статьи 9 ФЗ повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния выдается в случае его утраты, что не дает возможности получения повторного документа в других необходимых случаях (например, заинтересованным лицам, которые ранее его не имели и поэтому не могли утратить).

ФЗ не определен порядок получения повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния после передачи записей актов гражданского состояния на хранение в государственные архивы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ФЗ определен круг лиц, имеющих право обратиться в органы записи актов гражданского состояния за получением повторного свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния. Данный пункт не позволяет представителям лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных организаций, где находится лицо, признанное недееспособным, а также его опекуну получать документы о государственной регистрации актов гражданского состояния для паспортизации указанных лиц.

Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия. Однако в ФЗ не определен круг лиц, которые могут получить повторные свидетельства об усыновлении.

Внесение дополнения в статью 9 ФЗ предоставит возможность родителям ребенка, достигшего совершеннолетия, получить документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения, по требованию органа социальной защиты для начисления пенсии.

Изменение пункта четвертого статьи 9 ФЗ исключит возможность получения повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния посторонним лицом при высылке свидетельства по указанному заявителем адресу в соответствии с действующей редакцией статьи 9 ФЗ.
Для своевременного снятия с регистрационного учета умерших граждан и актуализации сведений о населении субъекта Российской Федерации необходимо дополнение статьи 12 ФЗ.

Порядок государственной регистрации детей, родившихся на дому без оказания медицинской помощи, предельно упрощен по сравнению с другими видами регистрации актов гражданского состояния, поэтому в целях недопущения регистрации несуществующих детей требуется дополнение статьи 14 ФЗ.

Статья 16 ФЗ определяет порядок обращения заявителей в органы записи актов гражданского состояния по вопросу регистрации рождения ребенка. Пункт 2 статьи 16 ФЗ регламентирует случаи, когда родители не имеют возможности лично заявить о рождении ребенка. В такой ситуации ФЗ предоставляет право подать заявление о рождении иным лицам. К таким лицам статья 16 ФЗ относит родственников одного из родителей, иных уполномоченных родителями (одним из родителей) лиц, а также должностных лиц медицинской организации и должностных лиц иной организации, в которой находилась мать во время родов или находится ребенок.

Однако в данной статье не регламентирован порядок регистрации рождения в том случае, когда родители ребенка (один из родителей) сами не регистрируют рождение ребенка и не дают таких полномочий иным лицам. Практика показывает, что социально неблагополучные матери часто оставляют детей у своих родственников или у фактического отца. В связи с этим необходимо предоставить такие полномочия органам опеки и попечительства.

Дополнение статьи 19 ФЗ связано с тем, что при поступлении в родильный дом без документов, удостоверяющих личность, некоторые женщины называют вымышленные установочные данные, которые затем вносятся в медицинское свидетельство о рождении ребенка. Как правило, эти матери уходят из родильного дома, оставив ребенка. Наличие в актовой записи вымышленных сведений о матери осложняет ее поиск и, в конечном счете, отрицательно сказывается на судьбе ребенка - он не может быть усыновлен. Регистрировать рождение оставленного ребенка как найденного (или подкинутого) без указания сведений о родителях, органы ЗАГС не имеют возможности, так как таковым он не является.
Предлагается дополнить статью 23 ФЗ сведениями о поле ребенка, так как при выдаче паспортов на основании свидетельства о рождении данная графа заполняется со слов.

Дополнение статьи 23 ФЗ новым абзацем вызвано необходимостью предоставления вышеуказанного документа в органы социальной защиты населения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 156 СК РФ условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. В соответствии со статьей 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке. В паспортах иностранных граждан часто отсутствует сведения о семейном положении. В связи с этим следует дополнить статью 26 ФЗ.

Ввиду отсутствия единого толкования исчисления сроков в гражданском праве полагаем целесообразным внести изменения в статью 27 ФЗ.

Статья 33 ФЗ не определяет, каким образом решается вопрос о регистрации расторжения брака в случае невыполнения условий, указанных в пункте 4 статьи 33 ФЗ, в связи с чем предлагается новая редакция указанной статьи.

Внесение изменений в статью 34 ФЗ связано с тем, что вышеуказанная статья не определяет, как должен решаться вопрос о регистрации расторжения брака в случае неявки в день, назначенный для регистрации, либо отзыва заявления.

Внесение изменений в статью 44 ФЗ вызвано необходимостью обеспечения тайны усыновления.
Внесение изменений и дополнений в статью 46 ФЗ исключит существующее противоречие между названной статьей и пунктом 3 статьи 143 СК РФ.

Изменение названия и текста статьи 57 ФЗ вызвано тем обстоятельством, что отцовство может быть установлено в отношении лица, состоящего в браке, разводе и имеющего детей, и необходимостью внесения изменений и в указанные акты гражданского состояния.

Исключение пункта 4 из статьи 58 ФЗ обусловлено тем, что основанием для изменения фамилии и имени лицом, не достигшим возраста 14 лет, является решение органа опеки и попечительства, оно же является и основанием для внесения соответствующих изменений в запись акта о рождении ребенка в соответствии с пунктом 3 статьи 47 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 69 ФЗ, но не является основанием для принятия заявления о перемене имени в соответствии со статьей 59 ФЗ, поэтому не подлежит государственной регистрации как перемена имени. В настоящее время этот пункт противоречит содержанию главы 7 ФЗ.

Исключение статьи 63 ФЗ соответствует международной практике перемены имени.

Дополнение статьи 68 ФЗ вызвано необходимостью предоставления документа, подтверждающего факт государственной регистрации смерти, в органы социальной защиты населения или по месту работы для начисления пособия на погребение.

Внесение изменений и дополнений в статью 69 ФЗ вызвано необходимостью конкретизации отдельных ее положений. Исключение абзаца четвертого пункта 2 статьи 69 ФЗ необходимо в случае исключения статьи 63 ФЗ. Дополнение абзаца 7 пункта 2 защитит права ребенка, достигшего возраста 18 лет, и полностью исключит возможность для матери подавать в орган записи акта гражданского состояния заявление о внесении, изменении или исключении сведений об отце в актовой записи ребенка, достигшего возраста 18 лет. Кроме того, новая редакция позволит одинокому отцу вносить сведения об «условной» матери. Дополнение пункта 2 статьи 69 ФЗ уравняет в правах родителей, регистрирующих рождение одновременно с установлением отцовства и тех, кто делает это позже. В настоящее время отсутствует норма, позволяющая изменить добрачную фамилию матери (отца) на фамилию, принятую по браку, в случае если установление отцовства и рождение регистрируются одновременно, а брак регистрируется позже.

Предложенное дополнение статьи 70 ФЗ позволит ограничить обращения граждан об изменении гражданства и места рождения по заключению органов записи актов гражданского состояния в записи актов гражданского состояния, указанные в записи акта гражданского состояния при регистрации в соответствии с представленными документами или законом, действовавшим в тот период.

Дополнение статьи 71 ФЗ предоставит право гражданам, не имеющим возможности по каким-либо причинам (нахождение за пределами Российской Федерации, болезнь и т.д.) лично обратиться по вопросу внесения исправления или изменения, сделать это через представителя.

В соответствии со статьей 72 ФЗ заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок. При наличии уважительных причин срок рассмотрения может быть увеличен не более чем на два месяца.

Одновременно с подачей заявления заинтересованное лицо представляет документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния. До 2002 года органы записи актов гражданского состояния в некоторых случаях приобщали в дела по внесению исправлений или изменений копии свидетельств об актах гражданского состояния.

Федеральным законом от 29.04.2002 № 44-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» в пункт 2 статьи 72 ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми органы записи актов гражданского состояния должны запрашивать копии записей актов, подтверждающих наличие оснований для внесения исправления или изменения, в органе записи актов гражданского состояния по месту их хранения.

В связи с распадом СССР архивы записей актов гражданского состояния бывших союзных республик оказались на территории иностранных государств. Истребование документов из государств - членов СНГ производится в соответствии с нормами Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам через центральные, территориальные и другие органы учреждений юстиции Договаривающихся сторон. Ответы на запросы об истребовании копий актовых записей поступают через три-шесть месяцев, поэтому установленный законом максимальный трехмесячный срок рассмотрения заявления о внесении исправления или изменения нарушается.
В целях защиты интересов граждан целесообразно увеличить срок рассмотрения материалов дела по внесению исправлений и изменений.

Новая редакция статьи 73 ФЗ регламентирует порядок выдачи нового свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния и определяет орган, имеющий право выдать свидетельство, в том случае, когда записи, подлежащие исправлению или изменению, хранятся в государственных архивах.



Текст законопроекта:

F824C51120C834CDC32574F2005C7865.doc









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "FAMILYTIES.RU | Семейное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)